Срочная публикация в журналах
из перечня ВАК
info@aspirans.com
+7 (495) 978-11-58
(с 11.00 до 21.00)
+7(903)145-30-58
(Viber, WhatsApp)
 
 

 

КОСОВО: ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Никитин И. Н.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

КОСОВО: ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Никитин И. Н.,

МГУ им. А. А. Кулешова (г. Могилев, Республика Беларусь)

Этнический фактор в истории Балканского полуострова всегда играл эпохальную роль. Он определял не только судьбы отдельных народов и государств, зачастую он влиял на исторический процесс на всем европейском континенте. Именно благодаря данному фактору Балканы получили заслуженное название «порохового погреба Европы». Гремучий коктейль из представителей различных народов и религий уже неоднократно выливался в кровопролитные войны. Не утратила свою актуальность эта проблема и сегодня. На протяжении 90-х гг. этнические конфликты полыхали в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Косово и Метохии. Если в Хорватии «сербский вопрос» решился путём уничтожения Республики Сербская Краина и последовавшим за этим потоком сербских беженцев в Сербию, а в Боснии и Герцеговине установилось хоть и шаткое, но всё же равновесие в конфедеративной форме, то в Косово национальный пожар продолжает полыхать. С обострением ситуации после самопровозглашения косовской независимости 17 февраля 2008 г. этническое противостояние в этом регионе  ещё больше усугубилось. Однако это, как ни странно, не привлекло должного внимания учёных к вопросу этнической ситуации в Косово и причинах формирования именно таковой картины на протяжении исторического процесса. Поэтому автор ставит своей целью рассмотрение этнических трансформаций на косовской земле на протяжении истории и анализ причин, повлекших за собой превращение колыбели сербской нации в объект великоалбанской национальной идеи. Данная статья станет также попыткой соотнесения противоречивых данных, которые значительно затрудняют рассмотрение поднимаемого вопроса.      

Чтобы понять и определить правомочность претензий сербов и албанцев на косовскую территорию, необходимо взглянуть в глубь веков – во времена заселения Балканского полуострова. Косово, как и Албания, в досредневековое время может считаться регионом расселения племён иллирийцев, имевших кельтские корни. В античный период Космет входил в состав Римской империи, а после её распада – в состав Византии. К концу VI века Косово, как и большая часть Балканского полуострова, было колонизировано славянами, которые частично ассимилировали, а частично вытеснили местное романизированное население на побережье (иллирийцы) или в горы (влахи, албанцы). Хотя территории, на которых расселились славяне, оставались под номинальным сюзеренитетом Византии, фактически власть принадлежала местным славянским племенным вождям (жупанам). В конце ХII в. стараниями Стефана Немани вся территория Косово была включена в состав государства Рашка, которое упрощённо может именоваться Сербским царством. В Средние века, когда Косово было одним из центров этой державы, города и замки были населены сербами (и отчасти греками). Правящий феодальный класс был полностью славянским или, по крайней мере, славянизированным. Напротив, деревня оставалась албанской.

Однако пребывание Косово в составе Сербского царства (как и существование этого царства) оказалось недолгим в силу агрессивных действий турков. В 1389 г. на Косовом поле объединённая сербская армия князя Лазаря была разбита численно превосходящими войсками султана Мурада I, а сам князь убит. Сербия признала сюзеренитет Османской империи.

С этого времени начинается упадок Косово. На край обрушились экономические и национальные проблемы. Особой остротой отличались последние - местная аристократия была вытеснена мусульманами, частично из принявших ислам славян. Это способствовало оттоку сербского населения из равнинных районов в горы или за границы Османской империи, прежде всего на венгерские земли к северу от Дуная. Данное явление можно назвать первым исходом сербов из Косово.

На освобождавшиеся земли переселялись скотоводы-влахи и албанцы. Албанцы в Косово и Метохию попали не случайно, а в соответствии с волей турецкой власти, населявшей Космет,  исключительно албанскими мусульманами, тогда как албанские католики попали туда в незначительном проценте (3-4 %) [3], а православных албанцев там и вовсе не было. Албанцы-мусульмане пользовались определёнными привилегиями (освобождение от хараджа и от поставки скота для государственных нужд). Осознавая это, многие сербы стали принимать ислам, а то и перенимать албанский язык, теряя, таким образом, свою идентичность.

Однако ни первый сербский исход и даже ни постепенная албанизация сербской знати в Косово ещё ни склоняли чашу этнического перевеса в сторону албанцев. Первый серьёзный звонок прозвучал в 1690 г., когда начался второй исход сербов, вызванный репрессиями турок против христиан, помогавшим наступающей (не очень удачно) австрийской армии. Во избежание больших жертв от действий озверевших турок по призыву печского патриарха Арсения III начался массовый исход православного населения с территорий Косова, Южной и Центральной Сербии и его переселение за Дунай, на территорию Австрийской монархии. Этот исход получил название Великого переселения сербов. Только из Косова по призыву Арсения III эмигрировало около 37 тыс. семей [10]. Исход сербского населения продолжился и в 1-й половине XVIII в., особенно после поражения австрийцев в войне с Турцией 1735—1737 гг. На освободившуюся после ухода значительной части сербов территорию с конца XVII в. началось постепенное переселение албанцев, которые в целом значительно эффективнее интегрировались в социально-политическую систему Османской империи (к концу XVIII в. около половины всех албанцев приняло ислам). Этно-религиозный облик Косово стал кардинально меняться.

В ХIХ в. в Косово продолжался рост доли албанского населения, особенно в западной части края. Этому способствовали вторжения османских войск в Албанию, а также непрекращающиеся усобицы между местными феодалами на рубеже XVIII—XIX вв., давшие новый толчок к переселению на этот раз уже албанцев в более спокойное Косово. Доля албанского населения ввиду этих процессов к концу XIX в., очевидно, составила более 50 % населения края [11]. Одновременно возрастало значение Косова для албанского национального движения. Тем не менее, ещё в 1838 г. австрийский исследователь Йозеф Мюллер отмечал преимущественно славянский характер населения Метохии, причём особенно заметным было сербское доминирование в городах. Хотя отдельные исследователи пишут, что невнимательность статистики ещё со времён Средневековья к деревне, албанской по своему этническому характеру, ошибочно позволяла считать Космет на тот момент сербским регионом [12, с. 4]. Справедливости ради нужно сказать, что до ХХ в. наши представления об этническом соотношении албанцев и сербов на косовской территории весьма приблизительны, и балансировать между противоречивыми, порой полярными данными, есть удел любого исследователя этой проблематики.

С изменением этнической картины Косово всё больше обострялись сербо-албанские противоречия. Причём потерпевшими становились преимущественно сербы. Нередко сами турки были вынуждены защищать сербов от албанцев. После сербско-турецкой войны 1876-77 гг. и русско-турецкой войны 1877-78 гг., сербы на Косово и Метохии пережили, по выражению О. В. Валецкого, настоящий геноцид и лишь благодаря защите русского консулата в Приштине и угрозой новой войны со стороны России, Турция остановила албанцев [3].

Но начало ХХ века стало торжеством именно великосербской национальной идеи. Удачные действия Сербии в период обеих Балканских войн и не очень удачные действия во время первой мировой войны, компенсированные благоволением союзников на Парижской мирной конференции, конечным продуктом имели Королевство Сербов, Хорватов, Словенцев. Сербы в нём играли доминирующую политическую роль, а для того, чтобы она подкрепилась доминирующей этнической компонентой (на начало 20-х гг. ХХ в. сербов в Королевстве СХС было всего лишь около 33%), осуществлялся целый ряд мероприятий. И вопрос с албанским населением Косово стал одним из наиболее важных. Для пресечения национальных выступлений косовских мусульман и албанцев королевская власть в Белграде жестоко подавляла их сопротивление, заселяя край сербскими переселенцами (особенно сербскими ветеранами Салоникского фронта – «солунцами»). Была даже предпринята попытка заселения Косово русскими белоэмигрантами генерала Врангеля, которые должны были  организовать там пограничную стражу [3]. Но все это так и не удалось. В 1930-е гг. королевское правительство также неоднократно пыталось решить данный вопрос поощрением албанской эмиграции в Турцию и заселением в край черногорских крестьян [10]. Проалбанские косовары ответили созданием Комитета по защите Косово и вновь удержались.

Вскоре в этнические процессы региона вновь вмешалась война. После захвата в 1941 г. территории Югославии немцами и итальянцами оккупационный режим оказался куда более лоялен албанцам, нежели сербам. Албанцы вспомнили растоптанную державами Антанты великоалбанскую идею и принялись за её реализацию в границах не только собственно Албании, но и, естественно, Косово. На этническом празднике албанцев, само собой, лишними были сербы, против которых в Косово развернулась политика террора. Председатель марионеточного правительства Албании Мустафа Круя открыто призывал «убивать сербских колонистов» [16].

Сербы же во имя спасения избрали опробованную тактику – пустились в бега. В результате к апрелю 1942 г. на южных границах Сербии, оказавшейся в немецкой оккупационной зоне, собралось около 60 тыс. беженцев. 24-25 апреля 1942 г. в Косовской Митровице и Рашке даже состоялась конференция, на которой обсуждалась проблема возвращения сербских беженцев на территорию Косова. На ней называлась цифра в 100 тыс. человек, и ставился вопрос о возвращении 20 тыс. из них [16]. Общее же  число сербских беженцев в ряде публикаций разнится. Максимальная цифра, называемая в источниках – 400 тыс. человек [10]. А. Шестаков называет более скромную цифру в 100 тыс. человек [16], что вызывает определённые сомнения, т. к. уже к апрелю 1942 г. из Косово эмигрировало 60 тыс. сербских беженцев. А. Шестакову вторят и сербские исследователи – Д. Богданович и А. Евтич, также называющие цифру сербских беженцев в пределах 100 тыс. человек [2, с. 248-249; 7].

Количество сербов, убитых в Косово и Метохии во время оккупации, также точно не установлено, оно достигает, по-видимому, нескольких десятков тысяч. По некоторым данным только с апреля 1941 по август 1942 гг. албанцами было убито около 10 тысяч сербов [5, с. 674]. Таким образом, за годы войны сербской популяции в Косово был нанесён неоценимый ущерб, который уже невозможно было исправить.

Да, к тому же, исправить его и не пытались. Сербское население Косово, надеявшееся на воздаяние за свои мучения во времена 2-ой мировой войны, было жестоко обмануто. 6 марта 1945 г. было принято постановление «О временном запрещении возвращения колонистов в места их прежнего проживания», в результате чего 100 тыс. сербов так и не смогли вернуться в Косово [16]. Помимо этого дискриминационного указа  следует сказать и о том, что по указке И. Б. Тито в Косово было принято 400 тыс. беженцев из Албании и переселено из Космета в другие регионы Югославии 200 тыс. сербов.

Созданный в Косово и Метохии, якобы для предотвращения случаев кровной мести путем переселения враждовавших в различные края Косово, «Фонд расселения» («Фонд по переселению»), на самом деле также использовался для откупа албанцами земли у сербов. При трудоустройстве албанское руководство следовало указанному И. Б. Тито национальному «ключу», согласно которому на одного серба должно приходиться десять албанцев [3]. Рождаемость албанцев всемерно поощрялась указаниями не только местных, но и центральных органов. И. Б. Тито лично распорядился, что каждому девятому ребенку в албанской семье, он должен считаться кумом.

Такое поведение югославского лидера сводится к 2 причинам. Во-первых, Тито надеялся на вхождение Албании в состав Югославии в обмен на передачу ей Косово и Метохии. Это стало крупной тактической ошибкой. Албанский диктатор Энвер Ходж в югославянскую федерацию не спешил, а вот от вожделенного края никогда не отказывался. При нём претензии Тираны на Косово активно культивировались среди косовского населения посредством активной издательской и пропагандистской деятельности, в том числе через Университет в Приштине. Второй причиной проалбанской политики Тито стала его личная неприязнь к сербам и их великосербским идеям.

Подобная политика не могла не приводить к интенсивной «албанизации» Косово. С каждым десятилетием численность албанцев в Косово всё росла, а численность сербов всё сокращалась (см. Приложение 1). Если в 1961 г. из 964 тыс. населения Косово 67,2% относили себя к албанцам и 23,6% к сербам, то в 1971 г. из 1,242 млн. населения края уже 73,7% составляли албанцы, а сербы всего 18,4%. В 1981 г. и вовсе 77,5% из 1,5-миллионного населения Космета являлись албанцами, процент сербов сократился до 13,2 [13].

Всего же албанская популяция за 1948-1991 гг. в регионе Косово увеличилась с 498 242 до 1 596 072 человек, т.е. в 3,2 раз [15, с. 296] (хотя отказ албанцев Косово участвовать в переписи 1991 г. делает эти цифры примерными). За этот же период доля албанцев в общей численности населения Космета возросла с 60% до 82,6%. Этническое доминирование албанцев было зафиксировано в 1 091 населенном пункте [15, с. 297]. За счёт Косово увеличилось и албанское население в Сербии с 532 011 до 1 674 353 или в 3,1 раза [15, с. 296].

Помимо куда более интенсивного естественного воспроизводства населения у косовских албанцев и протекционистской для албанцев национальной политики И. Б. Тито, изменение национального состава населения края имело и экономические причины - Косово было самой бедной частью Югославии. Сербы, которым легче было устроиться в Белграде и других крупных промышленных центрах, уезжали на север. В свою очередь, из нищей Албании всё время шел поток переселенцев в Косово, которое, будучи беднее других югославских территорий, на фоне соседней страны всё равно смотрелось благополучно. Даже во время вооруженного конфликта 1990-х годов косовские беженцы поражали албанцев своим (как им казалось) благополучным видом и хорошей одеждой! К тому же в 1970-е гг. участились случаи проявления нетерпимого отношения к сербам со стороны албанского населения края. Как результат между 1971 и 1981 гг. ещё 50 тыс. человек сербского населения покинуло Косово [10].

В изменение этнической картины Косово внесли свою лепту и другие, населявшие этот край народы. Так, в 1961 г. 3,9% населения Космета составляли черногорцы, а 2,7% турки. К 1981 г. их доля сократилась до 1,7% и 0,8% соответственно [13]. А вот численность славян-мусульман в Косово и Метохии за это время резко увеличилась. В 1961 г. лишь 8 226 чел. отнесли себя к этой группе, а в 1991 г. 66 189 чел., т. е. в восемь раз больше. С 1961 по 1991 г. доля славян-мусульман в населении Космета выросла с 0,9 до 3%. В  Косово  и  Метохии  мусульмане, проживающие вместе с сербами и албанцами, главным образом, были сосредоточены в общинах Драгаш (17 поселений, среди которых наиболее известно с. Жупа, где проживает этнос горанцев) и Призрен (12) [15, с. 295-296]. Столь высокий прирост славян-мусульман, в первую очередь связан с признанием мусульман в качестве отдельного народа и тем фактом, что до этого значительная часть мусульманского населения записывалось как албанцы или как сербы [15, с. 294-295].

В 80-е гг. со смертью И. Б. Тито завершается и период политического покровительства албанцам в Косово. Новый лидер Югославии – Слободан Милошевич – отличался явными просербскими настроениями и делиться многострадальным краем с кем бы то ни было не хотел. Однако все попытки «сербизировать» обратно Косово и Метохию успехов не принесли – время было упущено. Албанские экстремисты сделали все возможное, чтобы превратить Косово в регион с этнически чистым населением. В этой связи они прибегали к самым разным мерам, часто даже жестоким. К ним следует  отнести трудности с устройством на работу для сербов и черногорцев, поджоги и разгром  жилых и хозяйственных построек, уничтожение посевов и скота, осквернение православных храмов и кладбищ и т. д. Такая ситуация вынуждала людей сербской и черногорской национальности покидать места своего постоянного места жительства. Другой путь усиления демографического давления на сербов заключался в нелегальной миграции жителей Албании через югославскую границу. Новые мигранты не спешили регистрироваться по месту своего проживания, в связи с чем реальная численность албанского населения в крае была сокрыта от сербских властей.

Подобные тренды вели к сильной гомогенизации населения края. Это проявилось, в частности, в резком сокращении этнически смешанных населенных пунктов. В начале 90-х  гг. из общего числа 1445 поселений 1154 являлись этнически чистыми,  в 195 преобладала одна национальность. Т. о., в 93,4% населенных пунктов края доминировал один этнос. Число поселений при этом оставалось прежним, менялся лишь их этнический состав. За период с 1961 по 1981 гг. число смешанных поселений сократилось почти в два раза, но ни в одном не шли изменения в сторону увеличения сербского населения [15, с. 311]. Наблюдалось увеличение числа албанских поселений, либо «этнически чистых», либо с преобладанием албанцев. Если в 1961 г. албанские поселения составляли менее половины, то через двадцать лет их стало 2/3 от общего числа населенных пунктов. Быстрый рост численности албанского населения при резком  сокращении доли сербского населения в Косово опять-таки был вызван не только  высоким уровнем рождаемости среди албанцев, но и отъездом сербов из этих краев. С 1961 по 1980 г. в центральную Сербию и другие районы из Косово выехало около 115 тыс. сербов и черногорцев, в последующее десятилетие край покинули еще 50 тыс. славян [15, с. 311].

В 90-е гг. сербское руководство продолжало лихорадочно пытаться исправить этническую ситуацию в Косово. С. Милошевич для этого даже  использовал массовый исход сербов из охваченных всё теми же этническими конфликтами Хорватии и Боснии и Герцеговины. По албанским источникам около 3 тыс. беженцев обосновались в Косово, тогда как из общего числа мигрантов 1991-1992 г. лишь 0,3% избрали своим местом жительства этот край. Косово в силу своей отсталости и сложных межэтнических отношений менее всего привлекало переселенцев. Однако, как и можно было предположить, Белградское руководство всё же предприняло попытку колонизации этого края сербами [15, с. 312]. Предсказуемо она оказалась неудачной.   

Число сербов в Косово тем временем катастрофически уменьшилось. По данным М. Ю. Мартыновой, албанцев в Косово к середине 90-х гг. было уже около 1,5 млн. [15, с. 296] или более 90 % всего населения края. Однако А. П. Барышев утверждает, что эту цифру выдвинули противники Белграда. Сам же он, ссылаясь на данные Статистического управления СРЮ, говорит о том, что в середине 1998 г. албанцев в крае было 917 тыс. (66 %). Сербов, черногорцев и тех, кто считал себя югославами, насчитывалось, по его мнению, около 250 тыс. Кроме того, там проживало более 70 тыс. мусульман, 20 тыс. турок и около 100 тыс. цыган. Общая численность населения Косова в 1998 г. определялась, таким образом, примерно в 1,357 млн. человек [1]. Расчёты А. П. Барышева вызывают серьёзные сомнения, ведь по данным Центра демографических исследований население Косово в 1997 г. составляло 2,3 млн. человек [13]. Вряд ли через год-полтора, даже с учётом военной интервенции, Косово недосчиталось 1 млн. человек. 

Хотя отрицать, что вмешательство НАТО в этнический конфликт в Косово не изменило пропорции местного населения, невозможно. Провозглашая целью прекращение гуманитарной катастрофы в Косово, натовцы на самом деле эту гуманитарную катастрофу лишь усугубили. Интервенция НАТО привела к массовому исходу населения из Косова - только за первые восемь дней бомбардировок, по оценкам ООН, около 227 000 человек покинули Косово [4, с.145]. По данным же А. П. Барышева, в период с 24 марта по 5 апреля 1999 г. Косово покинуло более 350 тыс. человек, а за весь период натовских бомбардировок половина сербского населения покинула места, где они ранее проживали [1]. Также за 1999 г. в Косово было убито около тысячи человек, из них более 800 - лица неалбанской национальности [9, с. 2].

Здесь, на наш взгляд, необходимо подробнее остановиться на этнической принадлежности покидавших Косово людей. С началом вооружённого конфликта (и отчасти стараниями этнических зачисток албанцев сербскими вооружёнными формированиями во время этого конфликта) первыми «в бега» из края пустились именно албанцы. Общая численность албанских беженцев из Косово в 1999 г. достигла, по некоторым оценкам, 700—900 тыс. человек [13]. Сразу же после фактической капитуляции Белграда и прекращения военных действий маятник качнулся в обратную сторону. Албанцы постепенно стали возвращаться в свои родные места (некоторые из них, пользуясь статусом беженцев, сумели осесть в благополучных странах Западной Европы – называется цифра от 350 до 500 тыс. человек [15, с. 313]), а сербы, чувствуя свою незащищенность перед празднующими победу боевиками ОАК, потянулись из края на север. Наблюдатели ООН отметили, что только за июнь-июль 1999 г. Косово покинули около 130 тыс. сербов — более половины православной общины края [13]. М. Ю. Мартынова называет цифру в 324 тыс. человек, т. е. 74,5% от всего потока беженцев [15, с. 301]. В октябре 2000 г., по словам нового президента СРЮ В. Коштуницы, в Косово оставалось лишь 75 тыс. граждан сербской национальности.

Натовские бомбардировки и присвоение Косово особого статуса под контролем ООН стало своеобразной точкой невозврата, причём как в политическом плане, так и в национальном. С этого времени речи о возвращении краю «сербского облика» практически не шло, вопрос сводился к выживанию хотя бы местных сербов. В т. н. политически безопасном вакууме сербы и остальное неалбанское население Косова стали жертвами этнических чисток, продолжавшихся с прежней силой. Фигурировала цифра порядка 200–300 тыс. человек, которые после прихода КФОР были вынуждены оставить Косово [4, с. 147]. Кроме того, по данным С. Милошевича, только на февраль 2002 г. в Косово было убито 3 тыс. человек, большей частью сербов и других граждан неалбанской национальности, 2,5 тыс. человек похищено [1]. Джеймс Джатрас, не боясь недовольства своих соотечественников, даже назвал происходящее «геноцидом сербского населения Косово», который активизировался именно после введения сил КФОР [6].

Таким образом, концепция «многонационального» Косова, провозглашенная главной целью международной миссии в крае, потерпела поражение. А точнее, мы можем говорить, что такая концепция была обречена на подобный исход с самого начала. Это вынужден был признать и глава гражданской миссии УНМИК Бернар Кушнер. Спустя месяц после вступления в должность главы УНМИК, в августе 1999 г., Кушнер самоуверенно заявил: «Я намерен построить многонациональное Косово». Однако в середине декабря 1999 г. он признал, что «многонациональность сейчас неподходящее слово; сначала нужна безопасность, а потом уже совместная жизнь» [4, с. 148].

В марте 2004 г. Косово потрясли новые чудовищные этнические чистки, организованные албанскими косоварами в отношении сербов, что серьезно подорвало инициативу Генерального секретаря ООН. В результате массового истребления сербов в столице Косово Приштине из 20 тысяч сербов, проживавших там до июня 1999г., осталось меньше ста человек [1]. О масштабах геноцида, развязанного в крае, свидетельствуют приводившиеся в СМИ в конце 2004 г. факты: около 300 тысяч сербов изгнаны с родной земли, десятки тысяч убиты и похищены [5].

Закономерным венцом политических и национальных пертурбаций в Косово стало провозглашение 17 февраля 2008 г. независимости края. Однако этот шаг отнюдь не избавляет самопровозглашённую республику от этнических проблем. В национальном контексте, в первую очередь, не решена проблема сербского населения. В настоящее время оно составляет 7 % от всего населения Косово, т. е. порядка 148 тыс. человек. В результате непрекращающегося геноцида и вытеснения сербов их число постоянно снижается. Однако сербы нашли иной путь кроме как бежать из края. В конце ноября 2011 г. сербы северного Косово (там их число наиболее существенно – 60 тыс. человек [14, с. 1]) объявили о намерении провозгласить независимость. К отделению были готовы минимум 4 муниципалитета – Ибар-Косовска-Митровица, Зубин-Поток, Звечан и Леносаич, где сербское население составляет большинство. Их жители ещё с конца лета 2011 г. стали блокировать дороги и воздвигать баррикады. Сербы северного Косово выступают за сохранение открытых границ, поскольку считают край неотъемлемой частью Сербии [8, с. 5].

Стремясь к созданию этнически чистого государства, албанцы пытаются «зачистить» край и от прочих нацменьшинств: цыган, черногорцев, македонцев. Цыгане — второе по величине национальное меньшинство Косова, численностью не менее 30 тыс. чел [13]. В большинстве своём косовские цыгане — мусульмане по вероисповеданию. Однако их не спасало даже это – в ходе косовского конфликта они независимо от веры, подвергались преследованиям, пыткам и убийствам со стороны косовских албанцев, в результате чего 85 % цыганского населения Косово покинули пределы края.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что этнический вопрос ещё недолго будет беспокоить Косово. Глядя на поразительные темпы вытеснения других национальностей из края и ожесточение, с которым этот процесс осуществляется, закономерен прогноз о создании моноэтнического Косово в течение ближайших нескольких десятилетий. Однако это дело будущего. Настоящее же пока таково, что флаг с 6 равными звёздами на фоне Косовского поля так и останется демагогической выходкой албанского большинства Косово и единственным проявлением равенства, на которое могут расчитывать неалбанцы.  

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ КОСОВО В 1871-2007 гг., в %

 

Год

Сербы

Албанцы

Остальные

1871

64

32

4

1899

44

48

8

1921

26

66

8

1939

34

60

5

1948

27

68

5

1961

23,6

67,2

9,2

1971

18,4

73,7

7,9

1981

13,2

77,5

9,3

1991

11

82

7

2000

7

88

5

2007

5

92

3

 

 

Библиографический список

1.                Барышев, А. П. Организация Объединённых Наций и мировая политика. 1945-2005. Косовский кризис / А. П. Барышев // Идеология и политика [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.barichev.ru›public/oon11.htm. – Дата доступа: 10.01.2012.

2.                Богдановић, Д. Књига о Косову / Д. Богдановић. - Београд, 1990.

3.          Валецкий, О. В. Истоки и течение сербо-албанской борьбы за Косово и Метохию / О. В. Валецкий // Искусство войны [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://artofwar.ru/w/waleckij_o_w/istokiitechenieserbsko-banskojborxbyza.shtml. – Дата доступа: 10.01.2012.

4.                Вукоманович, Д. Косовский кризис: управление этническим конфликтом (1981-1999) / Д. Вукоманович; пер. Д. Костюченко // Сербия о себе: Сборник / Ред. М. Йованович. – М., 2005. – С. 113-148.

5.                Гуськова, Е. Ю. История югославского кризиса (1990-2000) / Е. Ю. Гуськова — М.: Русское право / Русский национальный фонд, 2001. — 720 с.

6.                Джатрас, Дж. Значение косовской проблемы для остального мира / Дж. Джатрас // Государственный клуб [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.globalrus.ru. – Дата доступа: 10.01.2012.

7.                Jевтић, А. Страдања Срба на Косову и Метохији од 1941 до 1990 године / А. Jевтић. – Приштина: Јединство, 1990.

8.                Зеленкевич, А. Сербам всё равно плохо / А. Зеленкевич // Советская Белоруссия – Беларусь Сегодня. – 2011. – 30 ноября. – С. 5. 

9.                Иванов, И. С. Косовский кризис: год спустя / И. С. Иванов // Независимая газета. – 2000. – 23 марта. – С. 2.

10.           История Косово [Электронный ресурс] / Википедия – свободная энциклопедия. – 2002. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 10.01.2012.

11.           История Косово [Электронный ресурс] / Booquar. – 2012. – Режим доступа: http://www.booquar.com/europe/122-kosovo.html. – Дата доступа: 27.09.2012.

12.           Кагарлицкий, Б. Косовский узел / Б. Кагарлицкий // Взгляд. – 2008. – 25 февраля. – С. 2-4.

13.           Косово (Республика Косово) [Электронный ресурс] / Города и страны. – 2011. – Режим доступа: http://grandohota.ru/120-gorodov/1625-2011-07-08-15-52-39. – Дата доступа: 27.09.2012.

14.           Лендвай, П. Косово: горнило кризиса / П. Лендвай // Der Standard. – 2011. – 2 августа. – С. 1.

15.           Мартынова, М. Ю. Балканский кризис: народы и политика / М. Ю. Мартынова. – М.: Старый сад, 1998. – 466 с.

16.           Шестаков, А. Геноцид сербского населения Косово и Метохии во время 2-й мировой войны / А. Шестаков // Православие [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/archiv/kosovogenocide.htm. – Дата доступа: 10.01.2012.